Since you are already here, then there is no need to explain what does Garm and К.С.Э. mean... You remember that it means beautiful mountains, fresh air, hot sun, and hot discussions about life, love, science, and politics. It means a lot of Plov, Vodka, friends, soccer matches and singing songs. Maybe, the beautiful mountains and good friends were more important, than seismology.
Thank you for being TOGETHER with us during those happy-happy days! Many-many years have passed, there is no К.С.Э. now, but we still remember Garm, and we still remember you. We still are your friends!
If you would like to add your photos or memoirs to this site, please, write us!
Olga Khalturina & Maya Khalturina
:))
Tanya Glebovna Rautian. Stories about Garm. Part 3.
В Москву, за продовольствием
В 1953 году была моя очередь ехать в Москву за продуктами. В Гармских магазинах - только мыло и водка. А государство наше - централизованное, если что-то нужно получить особенное, вроде макарон, консервов, муки, масла, сгущенки, конфет - то только в центре, в Москве. И больше нигде.
Поехала я с Леночкой. По наивности взяла билет, какой в кассе дали - в детский вагон. Было раньше такое удобство: "детский вагон". На каждой полке, нижней и верхней, по два человека вместо одного: мамы с детками. Ну, у меня, естественно, место верхнее. Ребеночек мой - житель вольных гор, жить привыкла широко, спать - тоже, раскинув руки-ноги в разные стороны. Я сплю, держась за что-то руками и за что-то - ногами, половина - на полке, половина - в воздухе.
Но, как известно, только мужчины падают с полок. И понятно: их социально-биологическая роль - война и охота на мамонтов. Чувство самосохранения у них ослаблено - иначе они бы в бой не пошли. Наша женская роль - сохранение. Поэтому висеть - вишу, и спать - сплю, да еще и во сне Леночку слышу - что она там делает, не проснулась ли, не надо ли ей кой куда. Сама удивляюсь, но не падаю. Едем.
Вот верблюды сменились комбайнами, потом степи - лесами. Пять суток Лена терпеливо сносила сиденье взаперти и манную холодную кашу с комками из вагон-ресторана. Вот и Пенза, стоянка 15 минут. Вышли мы поразмяться. Тут ребеночек мой забастовал:
- Всё! Узе пиехали! Пиехали.
Ни за что в вагон, в этот тесный ящик, в эту духоту не хочет идти. Никаких уговоров, что вот, мол, еще немного, еще чуть-чуть - слушать не хочет. "Приехали!" - и всё.
Кое-как удалось ее уговорить. Едем дальше.
В Москве, поручив Леночку деду, Ивану Игнатьевичу Халтурину, еду в Академснаб. Водитель Марьяновский. Это где-то далеко за городом, аж за Калужской заставой. Край Москвы, последний дом - институт химфизики Н.Н.Семенова. А дальше - поля, проселочные дороги, жаворонки поют. Потом дорога сворачивает куда-то и мы на складе АкадемСнаба. Погрузка в грузовичок Газ-АА. Вокзал, перегрузка в товарный вагон. Как-то наше богатство доедет? Не порвутся ли мешки, не развалится ли бочка? Переживем ли зиму?
Еще несколько дней можем провести в Москве. Дождемся отправки нашего вагона. Лето, тепло, на дачу бы куда-нибудь. И мы едем в Теплый Стан, на загородном автобусике трясемся по полям и перелескам - там Сережа, брат мой, Сергей Глебович, снимает дачу. Далековато от Москвы, но ничего. Там зелено, приятно. Леночка радостно бегает опять по натуральной земле - надоел ей асфальт и паркет у деда на Лаврушинском.
С ужасом думаю о новом шестисуточном заключении в поезде. Но кто-то подсказал идею: если ты повезешь в Гарм Прибор - Требующий - Особо - Деликатного - Обращения, то тебе разрешат лететь самолетом. Прекрасно! Добываю и вправду нужный прибор - полдюжины гальванометров, каждый размером в карандаш, пишу заявление с обоснованием - и к начальству. Все в порядке, летим!
Самолеты тогда были ЛИ-2, на 28 человек. Общее время лёта - 33 часа. Одиннадцать посадок! Остановки: Пенза, Уральск, еще где-то, ночевка в Актюбинске, потом Джусалы, Арысь, Ташкент, Ленинабад и наконец Сталинабад. Высота полета - 2 километра, слой с самой сильной болтанкой. Ныряем в облака. Держимся.
Вот и Ташкент. Теперь уже скоро - осталось всего 200 км напрямую. Аэропорт ташкентский забит. Народ запрудил здание вокзала, даже привокзальный скверик, огороженный и официально именуемый "Зал Ожидания № 1". Прибывают все новые и новые самолеты, выходят новые и новые пассажиры - не расходятся, ждут. Никаких вылетов. Ничего не объявляют. Когда мы полетим? Справочное измучилось отвечать:
- Ждите, объявят.
Сидеть негде, даже на полу места нет. Ходим, "гуляем", протискиваемся через толпу таких же любителей погулять в ночи. Уж полночь близится - но ничего. И вот уж под утро, часов в пять начинаются посадки на самолеты. Вот и наш рейс. Летим.
Впереди еще одна посадка - Ленинабад. Подлетаем к ленинабадскому аэропорту, самолет прицеливается на полосу, спускается - но вновь подымается. Разворачиваемся, снова подлетаем к полосе - и снова взмываем вверх. Интересно - что же случилось? Коровы, что ли пасутся на взлетной полосе? После пяти кругов все же приземляемся и непривычно быстро останавливаемся. Из пилотской кабины выскакивает потный экипаж с пассатижами в руках. Коротко бросает:
- Пассажиры, оставайтесь на местах!
Сидим. Все равно ведь до аэровокзала не доехали, стоим на полосе. Через полчаса экипаж возвращается, мотор вновь заводят. Подъезжаем к зданию аэропорта, к какому-то служебному боковому выходу.
- Пассажиры, выходите. С вещами.
Входим в вокзал, ждём команды на посадку. Объявляют:
- Вылет задерживается неисправностью самолета. Свободных бортов нет. Полетите завтра.
Оказалось - у нашего самолета никак не выпускалось шасси, а сигнал показывал, что якобы - выпустилось. И пилот совсем было готовился сесть, не зная, что сядет на брюхо, да с земли ему сказали
- Эй, ты что! Шасси выпустить забыл?!
На ночь нас устроили в районе Ленинабада, именуемом Соцгород, в "Доме Колхозника" при большом базаре. Поскольку все кругом - мужчины, только мы с Леночкой - женщины, нам выдали в этом отеле коечку в узком коридорчике, по которому прочие пассажиры, живущие "в номере", ходят взад-вперед, задевая нас животами. Но после Ташкентской бессонной ночи - какое блаженство вытянуть ноги! Вот только "удобство" - в противоположном конце базара и на ночь запирается…
А про столпотворение в Ташкенте нам объяснил уже в Гарме начальник нашего родного аэропорта. Им - сообщают. Оказывается, это Ворошилов летел в Сталинабад по важным политическим делам (это же 1953 год!). И потому «воздух должен быть чист». Ни одного «борта» в воздухе на всех Евро-Азиатских трассах!
Строительство Геофизической Станции Гарм
Заведующий сейсмической станцией, оказывается, не столько сейсмологией должен заниматься, сколько ремонтом, строительством и всяким таким прочим. А ни прав своих, ни обязанностей не знает. Никто не проинструктировал. Нигде не написано.
Оказывается, станция наша была задумана широко - должны были быть построены несколько домиков, полученных по репарации из Финляндии. Они ждали своего часа в виде досок, рам, дверей и прочих деталей, укрытые "крышей" из толя. Должен был быть по проекту пожарный бассейн, склад из рваного камня и такой же гараж. И зав. станцией, распорядитель кредитов, В.И.Халтурин взялся за дело.
И тут начало выясняться устройство советской экономической системы. Для строительства склада и гаража призваны были армяне - известные специалисты по каменной кладке. Оплата - сдельная. И оказалось, расценки такие, что за них никто работать не будет. Помнится, заштукатурить один кв. метр стены из рваного камня стоит 60 копеек. Если платить по этим расценкам - работать не будут. Но тогда будет НЕВЫПОЛНЕНИЕ ПЛАНА! А это дело почти уголовное… Если же платить столько, сколько они согласны - надо завысить объем работ раза в три-четыре. А это - тоже уголовно наказуемо. Вот и выбирай тут. Сколько ни скреби в потылице - третьего пути не видать. Пришлось принять, что гараж наш - "длиной в полкилометра". Так и построили. Боялись. Но - никто не удивился, обошлось. Видимо, такова система везде.
Интересно. Жизнь, оказывается, устроена не совсем так или даже совсем не так, как нам казалось… Но и чисто технически – строительство показало нам разные любопытные стороны. Ну, скажем, противопожарный бассейн должен был быть глубиной 2 метра с хвостиком. Так что яма для него, учитывая будущее бетонное дно, должна быть не мельче, чем 2.5 метра. Понятно, что молодые землекопы (в те давешние времена никаких экскаваторов не было) должны были кидать землю, а точнее – песок и гравий – довольно-таки высоко. Но и вылезать им надо было из довольно глубокой ямы. Ну, метр, или даже полтора – еще можно себе представить. Но как быть, когда – два? Или даже больше? Думаю – сколотят лестницу. Но – нет. Я специально пришла к концу рабочего дня к яме, посмотреть, как же они одолевают эту высоту. Оказывается – взбегают с разбегу! Я глазам своим не поверила, однако, так и было. Просто – бегом по вертикальной стене! Да и разбегу то – всего шесть метров, бассейн маленький...
Последним объектом строительства был сортир. Классическое деревянное сооружение посередине нашего сада. Об одно очко и с глубокой ямой. Его построили уже в 1954 году – до того обходились парусиновым занавесом по-над стекающим в Сурхоб арыком. И вот, этот последний объект готов. Тем летом в Гармском кинотеатре показывали французский фильм «Скандал в Клошмерле». Если кто не помнит, там сюжет разворачивался вокруг строительства аналогичного, но более цивилизованного учреждения. В городке с кошмарным названием Клошмерль население разбилось на две партии – сторонников и противников строительства, насущная необходимость супротив устарелых норм приличия. Победил здравый смысл. Событие было отмечено народным гуляньем. А мы чем хуже!
Некоторого числа долженствовал прибыть главный инженер строительства, дабы подписать акт о готовности. К этому дню коллектив камералки заготовил красную ленточку (нашли только белую, но выкрасили красной тушью) и ножницы. Не подозревавшему подвоха инженеру в торжественной обстановке вручили ножницы, а когда он разрезал ленточку - предоставили почетное право первого пользования. Несколько ошалевший инженер не смог противостоять напору и под шквал аплодисментов выполнил обряд.
Осенняя погода
В октябре 1953 года в Сталинабаде должна была проходить очередная сессия сейсмической сети СССР. Обычно они происходили два раза в год - весной в Москве, осенью - в какой-нибудь республиканской столице. Перед началом сессии прилетела в Гарм экскурсия видных сейсмологов Союза. Гордый заведующий Гарма водил их в штольню, в регистрирную, подымал на гору, кормил обедом. С последним рейсом они улетали в Сталинабад. Погода портилась. С запада надвигались темные тучи. Все 28 гостей сели в специально зафрахтованный самолет. Двадцать девятому - заведующему Гармом - места не хватило.
Но они - гости, а мы-то дома. И ни минуты не сомневаясь, милый друг мой смело пошел к мосту через Сурхоб, что у кишлака Сары-Пуль, где всегда можно уехать на попутке. Это совсем рядом, три с половиной километра всего. Час прошел, два. Не вернулся - значит, уехал. Вот только погодка не ах. Дождик. На западе погромыхивает. Дороги делаются скользкие. И на Голубом Берегу в такой ситуации то и дело камни падают. И у Комсомолабада сели бывают. И у Племсовхоза каждый год в такую погоду речка мост уносит. Не надо бы ехать, ой, не надо бы…
Вечер поздний, тихий стук в дверь. Студент-практикант:
- Татьяна Глебовна, извините меня, но я должен сказать вам ужасную весть…
- ?!
Я так и села.
- Я потерял вашу книгу…
- !!!…………
Ох, уж эти мне вежливые интеллигенты с их преувеличенным чувством вины за пустяки! Отдышавшись, ложусь спать.
На следующий день ранним утром - тихий стук в дверь. Входит кто-то из наших.
- Татьяна Глебовна, пожалуйста, пожалуйста, не волнуйтесь, все хорошо, все слава богу, он жив…
- О-о….???
- Звонил Бончковский из Сталинабада, Виталий Иванович ехал на попутке - военный грузовик из Пянджа, вдруг - встречная машина, они круто свернули, скользко, задок закинуло, из кузова их почти всех выбросило на дорогу, машина перевернулась. Нет, нет, он жив и в обрыв не свалился. Там один кажется убитый, солдат, двое тяжело раненые, их увезли в госпиталь, остальных другая военная машина отвезла в Сталинабад. Ну, там ушиб у него, коленка, ничего, ничего, не волнуйтесь…
А мне, вообще то скоро Ирочку родить. Мы думали, Виталий вернется из Сталинабада - и я поеду. Пришлось оставить Леночку на попечение механика нашего, Бориса Задкова, и лететь. Прилетаю, прихожу в гостиницу "Сталинабад", что рядом с оперным театром. Спрашиваю в регистратуре - все уже его знают, со всеми он знаком, всех там обаял, разные милые женщины его перевязывают, улыбаются, кормят, поят. И вдруг я приезжаю с таким животиком. Очень эти дамы расстроились.
Виталий рассказывает: ночь, дождь. Грузовик с тентом. Солдаты и он сидят в кузове на мешках и ящиках, накрылись брезентом. Одни тихо поют, другие дремлют. Вдруг что-то происходит - и он осознает себя лежащим на дороге. Попробовал подвигать руками - шевелятся. Ногами - не шевелятся. Неужели?…Но потом оказалось - на них мешки тяжелые лежат. Коленка болит, но терпимо. Встал. Остановили встречную военную машину, погрузили раненых, залезли сами, кто сумел и поместился, развернули ее опять в Сталинабад. А там Виталия выгрузили на проспекте Ленина, остальные поехали в госпиталь.
Сгоряча-то коленка не очень, а теперь разболелась, и вставать и идти куда-то - куда? - совсем не хочется. Сидит бедняга у арыка, ноги спустил, грязь с лица кой-как обтер, сам весь в грязи, штаны драные и в крови… Думает - что же делать?
Видит - сейсмологи идут. Целая группа. Такие все важные, нарядные, такие все из себя москвичи, довольные, что-то живо обсуждают, шутят - смеются... Увидели его - и перешли на другую сторону улицы. Не разговаривать же с таким пьяным, что на улице в арыке валяется. Так бы и остался он тут, беспомощный, кабы не Виктор Иванович Бунэ. Этот не стал смотреть в сторону - подошел, помог, отвел в гостиницу, организовал отдельный номер, душ, медсестру, штаны выстирали, дырку на коленке промыли, застрептоцитили и перевязали. Дырку на штанах залатали... Уф…
Полежал тут еще пару дней. Даже на совещание ходил. Ну, а потом - пора домой, Леночка там одна на руках у механика. Уехал. Я осталась.
А тут и Ирочка на свет появилась. Сижу я там в роддоме. Ко всем приходят, цветы приносят, конфеты, свежеиспеченные папы под окнами стоят, задрав голову к третьему этажу и что-то жестами изъясняют. А мы с Ирочкой одни. Никто к нам не ходит, никто жестами не изъясняется. Так хочется поплакаться… Хотя не плакаться, а радоваться надо, что папа наш в пропасть не улетел, жив, здоров и дома.
А уже ноябрь наступает, и погода "несамолетная" – мокрый снег с дождем. Названиваю в аэропорт. И вдруг 5 ноября говорят, что погода завтра ожидается летная. Смотрю в окно - не похоже. Но - обещают! Рискнем?
6 ноября выписываюсь из роддома, приезжаю в аэропорт. Тогда еще старый аэропорт работал. Маленький зал, на площади - памятник Сталину и водопроводная колонка. Погоды что-то не предвидится. При аэровокзале - детская комната. Это, и правда - комната, маленькая. Три детские кроватки с загородками и три стула для трех мамаш. Две мамы уже живут, я третья. Снег с дождем, ветер промозглый. Стирать пеленки – у колонки, на площади привокзальной, у сталинских ног. Сушить - негде совсем, если в той же комнате, то задохнешься. Но у меня - запас, на два-три дня хватит. Ну, а спать можно и сидя, чего уж там. Так и провели Великий Праздник, 6-е,7-е, 8-е, 9-е.
Но вот 10-е ноября. Кончились ненастные дни, выглянуло солнышко и с первым рейсом - домой! Самолетик снижается, прилетели. Гарм. Мороз и солнце! Ослепительный снег скрипит под ногами! Бугры мокрой грязи замерзли и затвердели. Никогда такого раннего мороза и снега не было! Рюкзак с пеленками (мокрыми) - за спину, Ирочку - в руки и шагом марш. Теперь всего полтора километра до дома.
Борис Задков
Через неделю наш механик, Борис Задков, уезжает в Москву на ГАЗике, своим ходом. Проводили. А вечером звонят - приезжайте, ваша машина упала вниз, водитель погиб, приезжайте. Виталий поехал. Поворот дороги. Далеко внизу, у воды - перевернутая машина, человека не видно. Обрыв крутой, высота - метров 300. Как Виталий туда спустился - сейчас и сам не может понять. Потом подошли туда на салях (это нечто вроде плота - надутые воздухом коровьи шкуры, на них "помост" - переплетеные ветки).
Погода была - дождь. Техническая экспертиза - отказало рулевое управление, вскрытие - две кружки пива. Первая такая трагедия в нашей истории. Потом были еще. Второй год всего нашей самостоятельной жизни.
продолжение следует...
Notice: Uninitialized string offset: 0 in /home/rbbw2/8.rbbw2.z8.ru/docs/story.php on line 37
Notice: Uninitialized string offset: 0 in /home/rbbw2/8.rbbw2.z8.ru/docs/story.php on line 37
Сайты наших друзей и земляков:
--------------------------------- Анастасия Коляда, она же Стася, внучка В.И.Халтурина, инструктор по горным лыжам, научит вас кататься на лыжах и сноуборде: