Since you are already here, then there is no need to explain what does Garm and К.С.Э. mean... You remember that it means beautiful mountains, fresh air, hot sun, and hot discussions about life, love, science, and politics. It means a lot of Plov, Vodka, friends, soccer matches and singing songs. Maybe, the beautiful mountains and good friends were more important, than seismology.
Thank you for being TOGETHER with us during those happy-happy days! Many-many years have passed, there is no К.С.Э. now, but we still remember Garm, and we still remember you. We still are your friends!
If you would like to add your photos or memoirs to this site, please, write us!
Olga Khalturina & Maya Khalturina
:))
Jakov: All that I remember about Garm
Эти воспоминания о детстве в Гарме Яша надиктовал на магнитофон для семейного альманаха, который издавала его бабушка, Т.Г. Раутиан. Воспоминания записывались в 1999-ом году, когда ему было 12 лет, в Гарме он был в возрасте 5-6 лет - значит, полжизни назад...
ЯША: ЧТО Я ПОМНЮ О ГАРМЕ
Наш дом
Наш дом в Гарме был разделен на три части. В одной части жили мы и всё там хорошо знали. В другой части жила тетя Вера, мы часто туда ходили.
И была третья часть, в которой жил некий таинственный сосед. Мы с Колей и Сашей никогда его не видели и в эту часть никогда не ходили.
Вот однажды выяснилось, что этот сосед уехал, мы думали, что он уехал навсегда. И мы начали тщательное обследование территории соседа.
Во-первых, мы обнаружили огромное дерево, на котором устроили свою базу. Дерево было очень высокое, и туда лазили Саша с Колькой и Ганей. Я, как всегда, сидел только на нижней веточке. И еще мы обнаружили крыжовник, большой куст крыжовника, который мы тут же съели. Еще мы малину обнаружили.
Вообще у нас открылось большое количество свободного пространства, и жизнь стала интереснее. Мы стали играть там в прятки и многие другие игры.
Американский дом
Было еще другое таинственное место - американский дом. Мы каждый день видели этот маленький белый домик, но никогда в нем не были, потому что на нашей памяти американцы приезжали только один раз. И вот когда они входили туда, мы одним глазом заглянули и увидели там маленькую, хорошо обставленную комнату. И больше никогда там не были.
Один раз мы с Колькой чуть не затопили этот американский дом. Когда трава вокруг дома была высокая и нескошенная, мы выминали там маленькую ямку и устраивали там свое логово. Приносили туда морковку с бабушкиного огорода, лук, еще что-нибудь.
И вот, в один прекрасный день Колька забрался на крышу американского дома по водосточной трубе. И увидел там огнетушитель. И Колька что-то возился там, крутился, на что-то нажал - и из огнетушителя начало медленно, но верно капать. На белой, очень красивой штукатурке американского дома появилась волнистая мокрая грязная линия. Потом мы как-то поколдовали и закрыли этот кран.
Наша гордость
У нас с Колькой была большая общая личная гордость. Мы с Колькой самостоятельно вырастили лук. У бабушки на огороде рос лук, нам казалось что он хиленький и маленький.
Однажды за каким-то кустом мы обнаружили маленький росточек и решили вырастить своё растеньице. И каждый день стали выливать по кувшину воды три раза в день. И через какое-то время вырос огромный лук, где-то полметра вышиной и очень толстый. В самом толстом месте он был наверно, сантиметра три-четыре.
Мы с Колькой были очень горды, что вырастили такой замечательный лук, гораздо больший, чем какой-то там на грядке на бабушкином огороде.
Дом на елке
Рядом с нашим домом была елка. Она была не очень большая. Однажды мы с Колькой решили устроить на ней домик.
Это осуществилось довольно успешно. Мы притащили туда доски, поставили их между ветками. Получилась очень хорошая кабинка на дереве. И мы часто играли в этой кабинке на дереве.
Взрослые слышали наши голоса, но не понимали, откуда. Потому что елка была ужасно густая.
Тетя Вера
Тетя Вера - это наша соседка. Она запомнилась мне тремя вещами. Во первых, у тети Веры был цветной телевизор и мы с Сашей и Колькой часто ходили туда смотреть мультики. Во-вторых, у тети Веры были куры и один раз она угостила нас жареным цыпленком - был большой кусок и ужасно вкусный. И еще - у тети Веры были персики. У бабушки был огород, а у тети Веры и огород и персики.
Камералка
В камералку мы ходили довольно-таки редко. Я там был только в кабинете у дедушки. Когда Ганька за мной гонялся, я забегал в камералку, в кабинет дедушки и залезал под стол. Там было довольно много места. У дедушки в кабинете была такая огромная точилка и я любил точить ему карандаши этой точилкой.
Еще раз я был в камералке, когда я порезался. Мы с Колькой принесли с бабушкиного огорода морковку, помыли ее и начали чистить. Я не умел чистить, она как-то очень плохо чистилась и в результате я очень здорово порезал себе палец.
Мы испугались, не знали, что делать и Колька повел меня в камералку. Но пока мы бежали в камералку, кровь уже перестала, было уже не больно, но я еще немного плакал. Было тихо, темно и Колька мне говорил:
- Тише! Тише плачь!
Мы пришли к дедушке. Потом тетя Вера - она была, кажется доктором, ну, в общем разбиралась в медицине. Она намазала мне палец какой-то мазью, забинтовала и сделала мне перчатку. И я очень гордый все жаркое лето, ну, по крайней мере - две недели, а может быть, пару дней, - ходил в этой варежке.
План Гарма
В нашем представлении Гарм делился на две части. Первая - наша часть, где стоял наш дом. Там был еще гараж, бассейн, камералка. На второй части мы никогда не были. Отделяла ее большая дорога. Она вся заросла какими-то старыми деревьями. Вернее, мы там бывали, но очень редко. У Коли были еще какие-то друзья, и они жили в этой второй части, где-то там. Один раз мы собрались все-все-все, все дети, которые жили на базе и устроили какое-то массовое гулянье, не помню в честь чего. И вот тогда мы побывали на самой дальней части, там еще рос виноград. А второй раз мы побывали там с мамой и Шурой, специально ходили, зашли очень далеко, смотрели на Сурхоб. Там был какой-то нежилой дом. Около него рос виноград, очень вкусный.
Машины на дорогах
Когда нам нечего было делать, мы с Колькой залезали на забор и смотрели, какие машины проезжают по дороге. Машины проезжали редко, но мы отмечали, какая куда машина проезжает.
Сурхоб
Сурхоб - это довольно-таки бурная и глубокая река. И берег обрывистый. Мы с Колькой сначала туда не ходили. Потом несколько раз ходили, но скоро перестали ходить, потому что нас кто-то очень сильно напугал. Не помню кто нам сказал, что у Сурхоба живут огромные белые крысы, длиной в метр и толщиной в полметра. И тех, что подходят к Сурхобу, они хватают, утаскивают и съедают. Мы с Колькой ужасно испугались и больше туда не ходили. Но было около Сурхоба такое место, где была мелкая вода и куда можно было спуститься. Мы ходили туда и бросали камушки.
Гараж
Не доходя до Сурхоба был гараж и около него такое замечательное место, где валялись какие-то разбитые старые машины. Мы ходили туда играть с тетей Зоечкой.
Мандолюля
Напротив нашей базы за шоссе была гора Мандолюля. В этой Мандолюле было такое таинственное для нас священное место, пещера, куда мы никогда не ходили. Я только один раз краешком глаза заглянул в нее, когда дедушка туда ходил. Эта пещера была какая-то сейсмическая. Там стояли какие-то сложные дедушкины сейсмические приборы и называлась она не пещера, а штольня. Там я так и не был, о чем очень жалею, дед так и не собрался меня туда сводить.
Мы очень любили ходить в горы и часто туда ходили. Мама один раз даже забралась на самую-самую макушку. Целый день ее не было и она там везде ходила и даже дошла кажется до самого Гарма.
Я на самую вершину никогда не забирался. По дороге туда наверх была такая маленькая пещера. В ней было много надписей: "здесь был тот-то", "здесь был Петя", "здесь был Саня".
Один раз я страшно напугался. Я увидел змею. Вообще-то - два раза. Первый раз - мертвую, второй раз - живую. Я спускался бегом с горы, быстро бежал по довольно ровному такому спуску, и почти совсем спустился и увидел вдруг змею. Я испугался, кинулся от нее бежать, упал, потом вернулся и рассмотрел. И увидел, что во-первых она была мертвая, а во- вторых что это была не змея, я что-то среднее между змеей и ящерицей. Это была змея, у которой было четыре ма-а-а-аленьких- маленьких лапки. Она была коричневая и ужасно противная.
Во второй раз мы были с Зоечкой, Колей и с Сашей. Мы спускались с горы, и там мы увидели настоящую живую змею. Она была желтая с красным и черным, довольно-таки страшная. Она ползала долго и упорно вокруг нас по камню и мы конечно волновались. Вдруг укусит!
Notice: Uninitialized string offset: 0 in /home/rbbw2/8.rbbw2.z8.ru/docs/story.php on line 37
Notice: Uninitialized string offset: 0 in /home/rbbw2/8.rbbw2.z8.ru/docs/story.php on line 37
Сайты наших друзей и земляков:
--------------------------------- Анастасия Коляда, она же Стася, внучка В.И.Халтурина, инструктор по горным лыжам, научит вас кататься на лыжах и сноуборде: